Технология модерации и активные методы обучения

Фазы модерации по материалам сайта
www.pedcampus.ru :
1. Интеракция (начало урока, знакомство)


Метод «Праздник интеллекта»
Цель: познакомиться с помощью литературных героев
Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши
Проведение:  Как  правило,  наши  имена  совпадают  с  именами  литературных героев. Представляется первый участник: «Меня зовут Татьяна». Сосед справа или слева приводит какие-либо строчки из произведения, где есть героиня с именем Татьяна, и сообщает группе о своих ассоциациях. Например: «Когда я слышу имя Татьяна, я вспоминаю героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Наша Татьяна похожа на нее тем, что к ней можно отнести строки: «Дика, печальна, молчалива  //  как  лань  лесная  боязлива».  Если  трудно  вспомнить  строки произведения, то можно рассказать об ассоциациях своими словами. На бумаге в одной рамочке изображают Татьяну – участницу и литературную героиню и т.д. Примечание:  зная  имена  участников,  ведущий  может  подобрать  заранее известные литературные произведения, чтобы помочь группе.
Метод приветствия «Круг дружбы»   
 Цель: приветствие обучающихся. 
 Задачи: 
 -  формировать  дружественные  отношения  в
коллективе,  познакомить  с  различными
формами приветствия в разных странах; 
 - снять напряжение в незнакомой группе. 
 Численность: весь класс (вся группа). 
 Время – 2-3 минуты 
 Необходимые материалы: 
 - полоски шелка или хлопка, которые называются «хада» (количество полосок = количеству  человек),  обычно  они  белого  цвета,  но  также  может  быть  светло-голубого и светло-желтого цвета; 
 - компьютер; 
 - национальная музыка той страны, способ приветствия которой применяется. 
 Проведение. Учащиеся или взрослые встают в круг под негромкую музыку. Для того, чтобы движения были синхронными, учитель объясняет своей группе, что при выполнении движений, сначала вступаем в контакт с партнером слева, затем с партнером, который находится справа. 
Учитель: 
 -  Как  прекрасно,  что  мы  все  сегодня  собрались.  Приглашаем  вас  в  круг дружбы. (Все участники встают в круг в центре аудитории). 
 - Давайте еще раз поздороваемся. Здороваться можно по-разному: 
 * как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки); 
 * как добрые, старые приятели  - обняться (обнимают соседа слева, затем справа); 
 * просто потереться плечиками (спинками); 
 * приглашая неизвестного человека в дом, монгол преподносит ему полоску шелка или хлопка, которая называется «хада». Обычно она белого цвета, но также может быть светло-голубого и светло-желтого цвета. Если вы удостоились чести получить  «хаду»,  то  принимать  ее  нужно  двумя  руками  с  легким  поклоном.Передача  «хады»  и  поклон    это  знак  глубокого  взаимного  уважения,  очень ценимого  в  монгольской  культуре.  Давайте  поздороваемся  по  –монгольски  и подарим друг другу «хады». 
 - Спасибо. 
 Варианты проведения метода 
 В  зависимости  от  возрастного  состава  группы,  здороваться  можно  по-разному. Можно попросить:
 *поздороваться, хлопнув друг друга по ладони; 
 *взяться за колени соседа; 
 * поздороваться как эскимосы - прикоснувшись носами друг к другу; 
 * поклон (как в Японии); 
 * приветственный танец «адаму» («танец прыжков») (как в Кении); 
 * приветствие «коутоу» - складывание рук и поклон. Если в группе только женщины,  этот  обряд  называется  «ваньфу»:  представительницы  слабого  пола должны соединить руки и провести ими вниз вдоль своего тела (как в Китае); 
 *  сложить  ладони  вместе,  как  будто  молимся,  приложить  их  к  голове, поклониться и произнести «савадди». Позиции рук могут разниться: чем выше руки  по  отношению  к  лицу,  тем  больше  уважения  оказывается  тому,  кого приветствуют (как в Таиланде); 
 * высунуть язык. Эта традиция продолжается до сегодняшнего дня. Ее часто дополняют скрещиванием ладоней на груди и мн. др.
2. Вхождение в тему
или погружение в тему (сообщение целей урока):

- Метод  «Ключевые слова»
подготовить листочки с ключевыми словами на каждую пару,
в парах составить приблизительный план, можно в виде ключевых слов, учащиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы.
- Метод "Угадай-ка"(кроссворды, пазлы и т.п.) 
- «Эпиграф»
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, осмыслите его, подумайте, как может быть он связан с  темой урока?

3. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);выяснение целей, ожиданий и опасений

етод «Облако мыслей»:

Позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения: Останутся приятные впечатления. Справлюсь! Смогу. У меня всё получится! Узнаю чтонибудь интересное. Необычный урок. Не уверен в себе. Боюсь! А вдруг ошибусь…
- «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
 Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Численность – весь класс. Время – 5-10 минут.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:  Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
 Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
 Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.


4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).

Форма передачи информации ученикам может  быть самой различной. Это:

  •  обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников),
  • интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры,
  • проблемно-поисковая форма (самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта).
  • и т. д. 
  • «Инфоугадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные на правления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).

 Собранная информация учениками обсуждается в малых группах и представляется на суд всего класса.  При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было    интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же    это можно сделать?!

Авторский метод  «Исследовательская лаборатория». Суть метода заключается в следующем. Преподаватель, обращаясь к ученикам, сообщает о том, что, готовясь к занятию, наткнулась в Интернете на одно интересное объявление. А именно: одна исследовательская лаборатория обратилась к посетителям сайта с просьбой помочь привести в порядок документацию по разным разделам «Русского языка». Далее преподаватель говорит, что разобрать все материалы этой лаборатории в короткий срок вряд ли возможно, а вот часть их, которая касается темы « название темы урока» детям  вполне по силам. В объявлении сказано, что по неосторожности одного из сотрудников, часть документов рассыпалась и их нужно восстановить, часть рассортировать в зависимости от (всё зависит от темы урока), а также проработать материалы, пришедшие на экспертизу.

Затем ссылаясь на инструктаж, характерный для научной работы, преподаватель предлагает обучающимся выстроить порядок выполнения поставленной задачи, а также напоминает о том, что в завершении работы необходимо отобразить свои достижения, неудачи, трудности в индивидуальной карте оценки умений и навыков. 



Можно использовать методы: «Карта группового сознания», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Ульи», «Светофор», «Ярмарка».
6. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока) После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы каждого ученика, группы и класса в целом.
- Синквейн
- Нотный стан (обучающиеся получают нотки разных цветов (по степени усвоения материала) и размещают их на нотном стане (лист А4).
- «Эссе» - 5-минутное творческое задание, помогает ученикам осмыслить свои знания по теме, дает учителю представление об усвоении темы учащимися.
- Незаконченное предложение
7. Эмоциональная разрядка (разминки).

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия», «Роботы», «Постройся по росту, по дате рождения, знаку зодиака» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
«Пословица – зеркало настроения»:
- Прочитайте, пожалуйста, список пословиц и поговорок, выберите одну или две, которые вам особенно понравились или соответствуют вашему сиюминутному настроению или настроению после проведённого урока. Если хотите, то можете воспользоваться любыми другими изречениями. Выбрав поговорки, вам нужно кратко прокомментировать их.

Комментариев нет:

Отправить комментарий