ИКТ на уроках русского языка и литературы

Бахман Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ Казачемысской СОШ



Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей обучающихся

 «Все наши замыслы, все поиски и построения
 превращаются в прах, если у ученика нет
 желания учиться».
   В.А. Сухомлинский

          Мы часто задаём себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации к обучению. Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью, немногие могут выделить и сформулировать позицию автора в тексте и затронутые проблемы.
          Все это подтолкнуло меня к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы мне не раз приходилось задумываться о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать о благоприятной среде, в которой должен находиться ученик, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс.
         Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Следует только направить энергию обучающихся по верному пути. Например, ознакомить с возможностями социальных сервисов
Web 2.0, позволяющих пользователям сети Интернет не только использовать информацию, но и создавать её.
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» - постоянное повышение квалификации: курсовая подготовка, участие в дистанционных мероприятиях «Образовательной галактики Intel® Education Galaxy», изучение опыта коллег – и мы «подкованы», иногда идём впереди учеников.  Мне это помогает спланировать работу, чтобы получить положительный результат, повысить мотивацию к обучению, сделать урок эффективным, плодотворным, запоминающимся. А у обучающихся формируются метапредметные УУД: способность работать с информацией, способность к сотрудничеству и коммуникации, способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития, умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности, умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
Активно использую LearningApps.org – это приложение Web 2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Прекрасный сервис для разработки электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разнообразных заданий (викторины, пазл «Угадай-ка», кроссворды, «Найди пару», «Выдели слово», игра «Кто хочет стать миллионером», Онлайн-игры и многое другое). На сайте десятки шаблонов, позволяющих создавать задания любой структуры, включая в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики. Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и инструменты. Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и чётко определённых действий со стороны ученика. Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку: Selection – упражнения на выбор правильных ответов; Assignment – задания на установление соответствия; Sequence – на определение правильной последовательности; Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах; Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.
Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться.
Создав задание, тут же опубликовываю его или сохраняю для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Можно использовать задания, составленные коллегами, скопировав ссылку. Кроме того, можно создать аккаунты для своих учеников и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте. Сайт мультиязычный, языки переключаются с помощью флагов в верхнем правом углу. У сервиса LearningApps.org понятная навигация, разобраться в нём не составит труда – это ещё и тренировка в изучении языков, так как не все шаблоны переводятся на русский язык.
Использование данного ресурса предполагает подключение к сети Интернет в классе (что не всегда и не во всех школах возможно), так как выполнение заданий не занимает много времени. Иногда рассылаю детям ссылки на задание, они его выполняют с домашнего компьютера, например, разгадав кроссворд и составив из первых букв ответов слово, дети узнают тему следующего урока (http://learningapps.org/display?v=pxaei8f1c01 ).
Мои воспитанники познакомились и с сервисом Pixton – это проект, позволяющий создавать интерактивные комиксы. Показ материалов ожидаем к Новому году.
Ещё один мотивационный момент. Создала на платформе Google сайт для выполнения проекта «Тайна сказок» для обучающихся 5 класса. Ребята могут прочитать материалы сайта, добавить нужную информацию о сказках, провести анкетирование и выставить результаты. После защиты проекта обучающиеся помещают его на странице сайта. (https://sites.google.com/site/proekttajnaskazok/ ). Данный проект выполняется в течение года. Анкеты для обучающихся младших классов будут созданы детьми с помощью Google Docs формы, что позволяет увидеть результаты с помощью диаграммы, да и младшим товарищам интересно заполнять анкеты на компьютере.
Использование сервиса Google (Формы) предоставляет мне  возмож­ность организовать тест с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе.
Осуществляю текущий контроль, а также самокон­троль с помощью тестов, созданных в ИС «Дневник.ру». Тест можно «привязать» к уроку, и, выполнив его, ученикам автоматически выставляются отметки в электронный журнал (https://tests.dnevnik.ru/?test=56072&view=details&lessonId=833055988&context=School ). 
Я стараюсь быть в курсе новых открытий, овладеть новыми методическими приёмами, работая вместе с учениками над темой, стараюсь выразить личное отношение к изучаемой проблеме, по возможности строю свои отношения с детьми на личностно-деловой основе. Я радуюсь достижениям своих учеников, но и сама тоже хочу идти вперёд. Моё движение вперёд нужно и мне, и детям.
Современное информационное пространство - новые возможности, делающие жизнь и обучение более интересными и увлекательными.
Использование на уроках современных образовательных технологий способствует эффективному усвоению учебного материала, помогает сделать процесс обучения разнообразным и увлекательным; принципиально расширяет возможности в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет учителю широкие возможности для реализации творческих способностей учащихся и эффективного усвоения изучаемого материала, создания условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; формирование опыта самостоятельной деятельности.
Таким образом, учение станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.


Комментариев нет:

Отправить комментарий