Бахман
Оксана Владимировна,
учитель
русского языка и литературы
первой
квалификационной категории
МБОУ
Казачемысской СОШ
Использование
ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной
мотивации и развития творческих способностей обучающихся
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет
желания учиться».
В.А. Сухомлинский
Мы часто задаём себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации к обучению. Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью, немногие могут выделить и сформулировать позицию автора в тексте и затронутые проблемы.
Все это подтолкнуло меня к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы мне не раз приходилось задумываться о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать о благоприятной среде, в которой должен находиться ученик, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс.
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Следует только направить энергию обучающихся по верному пути. Например, ознакомить с возможностями социальных сервисов Web 2.0, позволяющих пользователям сети Интернет не только использовать информацию, но и создавать её.
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и
как-нибудь…» - постоянное повышение квалификации: курсовая подготовка, участие
в дистанционных мероприятиях «Образовательной галактики Intel®
Education
Galaxy»,
изучение опыта коллег – и мы «подкованы», иногда идём впереди учеников. Мне это помогает спланировать работу, чтобы
получить положительный результат, повысить мотивацию к обучению, сделать урок
эффективным, плодотворным, запоминающимся. А у обучающихся формируются
метапредметные УУД: способность работать с информацией, способность к
сотрудничеству и коммуникации, способность и готовность к использованию ИКТ в
целях обучения и развития, умение самостоятельно контролировать свое время и
управлять им, умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели
определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности, умение
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы, умение работать в группе -
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение оказывать
поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности.
Активно
использую LearningApps.org – это приложение Web 2.0 для поддержки учебного процесса с
помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Прекрасный сервис для
разработки электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разнообразных
заданий (викторины, пазл «Угадай-ка», кроссворды, «Найди пару», «Выдели слово»,
игра «Кто хочет стать миллионером», Онлайн-игры и многое другое). На сайте
десятки шаблонов, позволяющих создавать задания любой структуры, включая в них
не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики. Условно все разновидности
интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и
инструменты. Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они
предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и чётко
определённых действий со стороны ученика. Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному
признаку: Selection – упражнения на выбор правильных ответов; Assignment –
задания на установление соответствия; Sequence – на определение правильной
последовательности; Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные
ответы в нужных местах; Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении
которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.
Для создания
и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться.
Создав
задание, тут же опубликовываю его или сохраняю для личного пользования. Доступ
к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Можно использовать
задания, составленные коллегами, скопировав ссылку. Кроме того, можно создать
аккаунты для своих учеников и использовать свои ресурсы для проверки их знаний
прямо на этом сайте. Сайт мультиязычный, языки переключаются с помощью флагов в
верхнем правом углу. У сервиса LearningApps.org понятная навигация, разобраться
в нём не составит труда – это ещё и тренировка в изучении языков, так как не
все шаблоны переводятся на русский язык.
Использование
данного ресурса предполагает подключение к сети Интернет в классе (что не
всегда и не во всех школах возможно), так как выполнение заданий не занимает
много времени. Иногда рассылаю детям ссылки на задание, они его выполняют с
домашнего компьютера, например, разгадав кроссворд и составив из первых букв
ответов слово, дети узнают тему следующего урока (http://learningapps.org/display?v=pxaei8f1c01
).
Мои
воспитанники познакомились и с сервисом Pixton – это проект, позволяющий
создавать интерактивные комиксы. Показ материалов ожидаем к Новому году.
Ещё один
мотивационный момент. Создала на платформе Google сайт для выполнения проекта «Тайна сказок» для обучающихся 5 класса. Ребята
могут прочитать материалы сайта, добавить нужную информацию о сказках, провести
анкетирование и выставить результаты. После защиты проекта
обучающиеся помещают его на странице сайта. (https://sites.google.com/site/proekttajnaskazok/
). Данный проект выполняется в течение года. Анкеты для обучающихся младших
классов будут созданы детьми с помощью Google Docs
формы, что
позволяет увидеть результаты с помощью диаграммы, да и младшим товарищам
интересно заполнять анкеты на компьютере.
Использование
сервиса Google (Формы)
предоставляет мне возможность
организовать тест с разными типами вопросов с применением специальных форм в
документе.
Осуществляю
текущий контроль, а также самоконтроль с помощью тестов, созданных в ИС
«Дневник.ру». Тест можно «привязать» к уроку, и, выполнив его, ученикам
автоматически выставляются отметки в электронный журнал (https://tests.dnevnik.ru/?test=56072&view=details&lessonId=833055988&context=School
).
Я стараюсь быть в курсе новых открытий, овладеть
новыми методическими приёмами, работая вместе с учениками над темой, стараюсь
выразить личное отношение к изучаемой проблеме, по возможности строю свои
отношения с детьми на личностно-деловой основе. Я радуюсь достижениям своих
учеников, но и сама тоже хочу идти вперёд. Моё движение вперёд нужно и мне, и
детям.
Современное информационное пространство
- новые возможности, делающие жизнь и обучение более интересными и
увлекательными.
Использование на уроках современных
образовательных технологий способствует эффективному усвоению учебного
материала, помогает сделать процесс обучения разнообразным и увлекательным;
принципиально расширяет возможности в выборе и реализации средств и методов
обучения; предоставляет учителю широкие возможности для реализации творческих
способностей учащихся и эффективного усвоения изучаемого материала, создания
условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной
учебной деятельности; формирование
опыта самостоятельной деятельности.
Таким образом, учение станет для
детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать,
конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле
этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических,
духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной
учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических
технологий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий